Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
ПАСПОРТ КАБИНЕТА УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА
а) оборудование кабинета
– столы , стулья
- зеркало
- стол-зеркало
- наборы карандашей, фломастеров
- магнитная доска
- ноутбук
- отражающее зеркало
б)
– методическая литература
- диагностические пособия
- пособия по формированию звукопроизношения
- пособия по формированию связной речи
- перспективные и календарные планы
- речевые карты
- игры по формированию лексических средств языка
- игры по обучению чтению
- набор заданий по обучению пересказу, формированию связной речи
- пособия по формированию голоса, дыхания, упражнений для языка,
слухового внимания
- пособия по формированию мелкой моторики кисти руки
- конспекты занятий
- консультации для педагогов
- консультации для родителей
в)
наглядный и раздаточный материал
- иллюстрации
- словесные игры, настольные игры
- наборы игрушек для формирования лексико-грамматической стороны речи;
- наборы сюжетных картинок
- картины для рассматривания
- карточки с лексическим материалом по формированию произношения
- предметные картинки
- материал для развития мелкой моторики рук:
- шнуровки
-мелкие предметы
-лото
- набор музыкальных инструментов для формирования темпа, ритма,
дыхания
г) оборудование для слабослышащих
ПАСПОРТ КАБИНЕТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
1. Консультативное пространство оснащено столиком и стульями.
2. Игровое пространство включает полки с игрушками, небольшой ковер, небольшой стол и 4 детских стульчика.
3. Организационно-планирующее пространство кабинета оснащено письменным столом, стеллажами для книг и пособий, шкафом для рабочих папок.
4. Зона релаксации
- включает в себя небольшие стульчики, ковер.
Литература подобрана по следующим разделам:
—по общей психологии (включая словари);
—по детской психологии и возрастным особенностям детей;
—коррекционно-развивающая; —по диагностике уровня развития детей;
—для родителей;
—периодические издания;
—по организации психологической службы в ДОУ.
Игровое пространство включает:
1) набор мозаик из пластмассы;
2) пазлы;
3) пирамиды, матрешки;
4) конструктор (типа «Лего»);
5) сюжетные кубики;
6) небольшой набор строительного материала;
7) куб форм (с прорезями);
8) различные головоломки;
9) «Умные шнуровки»
10) Зеркало
11) тематические игры «Азбука настроений», «Волшебное путешествие», «Четвертый — лишний», «Логический поезд», «Помоги Оле» и т. д.;
10) маски с различным эмоциональным выражением;
11) различные виды кукол:
—перчаточные;
—резиновые ( с пищалками)
—мягкие (девочка, медвежонок, леопард, коровка, бычок, щенок)
—мальчик и девочка;
12) игрушки-сюрпризы с включением движения, цвета и звука;
13) наборы маленьких игрушек (типа «Киндер-сюрприз»):
—деревья;
—здания,
- дома;
—мебель;
—машинки;
—посуда;
—дикие животные;
—домашние животные;
—древние животные (динозавры);
—солдатики;
—самолеты, вертолеты, лодки;
—драгоценности, клады;
—пупсы, люди;
—фантастические персонажи;
—лопатка, совок, ведерко;
—оружие, бытовые приборы;
—семья людей; 14)разнообразный художественный материал: пластилин, краски, фломастеры, карандаши)
15) диски с разнохарактерной музыкой (релаксационная, активизирующая, шум леса и моря, детские песенки и т. д.).
16) мягкие подушки
17) шкатулка с пуговицами
18) волшебный мешочек
19) счетные палочки
20) сюжетные картинки
21)детское лото (классификация животных, птиц, рыб и т.д.)
22) световая песочница
23) Игровое поле "Фиолетовый лес" и д.р.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
ПАСПОРТ ОГОРОДА МБДОУ «Детский сад № 8 «САЛЮТ»
- Общие положения
Максимальная реализация образовательного потенциала пространства групп и прилегающей территории детского сада, материалов и оборудования для развития детей раннего и дошкольного возраста, формирования позитивных установок к различным видам труда, формирования представлений об окружающем мире, воспитания любви и бережного отношения к природе с учетом особенностей каждого возрастного этапа осуществляется в соответствии с
-
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
- Адаптированными образовательными программами дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья МБДОУ «Детский сад № 3».
- Общие характеристики
На прилегающей территории детского сада, отведенной под огород, сделаны грядки шириной 60 см. и междурядья шириной 50 см.
Каждая из возрастных групп организует посадки на своей грядке и уход за растениями в течение летнего периода.
Наименования высаженных растений оформляются картинками на табличках.
- Цели и задачи огорода в дошкольном учреждении
Цель организации огорода - расширить представление детей об окружающем мире, об овощных культурах и сформировать первоначальное представление о, их выращивание в комнатных условиях.
Задачи
- Формирование представлений у детей о разнообразии огородных культур и лечебных трав, об их особенностях;
- Развитие умения сравнивать;
- Развитие умения устанавливать взаимозависимости;
- Воспитание трудолюбия, любви и бережного отношения к природе
- Сведения об посадочных культурах
Из овощных растений на огороде выращивают: салат, шпинат, редис, лук, петрушку, капусту, морковь, свеклу, огурцы, помидоры, кабачки, тыкву, щавель, сельдерей, укроп. Овощные растения имеют много сортов. На участке выращивают те культуры, которые являются районированными для Смоленской области.
Для грядок младших групп используются быстрорастущие овощи: лук, горох, бобы, редис.
На грядках средних групп высаживают те же культуры, но двух сортов (например, салат кочанный и листовой, редис розовый с белым кончиком и белый), выращиваются морковь и шпинат. Сравнивая овощи, дети могут находить общие признаки и различия. Воспитанники средних групп уже в состоянии воспринять информацию о видовом разнообразии, поэтому им интересно выращивать различные виды капусты, листовой и кочанный салат разных цветов, белый, желтый и красный лук.
На грядках старшей и подготовительной к школе групп выращиваются овощные растения, разные по срокам созревания и хозяйственному назначению: листовые – салат, капуста, корнеплоды – редис, морковь, свекла и др., плодовые – огурцы, кабачки, тыква, помидоры, бобовые – горох, бобы, фасоль.
- Огород в помещении группы
Ознакомление с ростом и развитием растений в детском саду осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении различные культуры из семян и луковиц, используя для этого «Огород на окне».
Цель организации огорода в помещении - сформировать первоначальные представления детей о выращивании овощных культур
Задачи
-
- Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
- Расширить представления детей о растениях.
-
- Расширить представления детей о полезных свойствах овощей (лука, укропа, салата и редиса, и условия необходимые для их роста.
- Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не поливать оно может засохнуть и т. п.).
- Привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений.
- Обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей за счет загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр об овощных культурах.
- Формировать положительное отношение к труду.
- Расширить представления детей об окружающем мире.
Формы работы с детьми
-
-
- Рассматривание овощей на всех стадиях жизни растений
- Беседа об овощах
- Составление рассказов об овощах
- Заполнение календаря наблюдений за огородом
- Труд на огороде
-
Подводя итоги работы на огороде, в детском саду проводятся: развлечение
«Праздник урожая», выставка «Что нам осень принесла» и др.
- Содержание труда детей на огороде
Содержание труда на огороде зависит от возраста детей.
В младших группах дети привлекаются к посадке луковиц, поливу растений, сбору урожая.
В средних группах дети привлекаются к посадке луковиц и крупных семян, рыхлению земли, поливу растений, сбору урожая.
В старшей и подготовительной к школе группах дети привлекаются к посадке луковиц и семян, пропалыванию сорняков, поливу растений, сбору урожая.
- Заключение
-
- Труд в природе способствует физическому развитию, формированию физических качеств и совершенствованию
двигательных умений и навыков дошкольников;
-
- Ознакомление с разными видами растений развивает познавательную сферу детей, общий кругозор, экологическое сознание, любознательность и активность;
- Сочувствие слабому беззащитному растению, стремление его уберечь от невзгод, защитить, радость от появившихся ростков и первых плодов формируют у воспитанников эмоциональную
отзывчивость;
-
- Совместное взаимодействие в процессе выполнения трудовой деятельности со взрослыми и сверстниками способствует развитию коммуникативных навыков;
- Красота природных объектов формирует эстетический вкус, умение видеть прекрасное в обыденном;
- Необходимость соблюдать технику безопасности, определенную последовательность действий при уходе за растениями учит детей самоконтролю, организации собственной деятельности.
ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ
Профиль музея: этнография и русское народное творчество.
Адресность: мини-музей предназначен для воспитанников МБДОУ "Детский сад № 8 "Салют"" , с целью проведения НОД по образовательным областям, досугов и развлекательных мероприятий, с использованием экспонатов музея.
Авторский коллектив: работа мини-музея осуществляется воспитателями группы № 9 "Капитошка"
Месторасположение, условия: мини-музей расположен в раздевальной комнате группы № 9 "Капитошка" и занимает ее небольшую часть.
Музейные разделы: включает в себя экспозицию: «Русская изба».
Виды экспонатов: предметы русского деревенского быта, утварь, мебель, постельные принадлежности, деревянные поделки, посуда, предметы декоративного творчества.
Материальное обеспечение: поступление экспонатов от воспитателей и родителей воспитанников МБДОУ.
Актуальность: В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Музейная педагогика помогает развить у детей интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, культуру, быт.
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры, формирование духовных и нравственных качеств у подрастающего поколения.
Задачи:
Знакомство детей с особенностями русского национального уклада жизни, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;
Привитие интереса к русской духовной культуре через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство;
Воспитание свободной и творческой личности, осознающей свои корни, национальные истоки и способной ориентироваться в современном мире.
Интеграция ОО:
Социально-коммуникативное развитие,
Познавательное развитие,
Речевое развитие,
Художественно-эстетическое развитие,
Физическое развитие.
Работа в музее строится на общепринятых принципах:
- Доступность:
Принцип доступности заключается в соответствии содержания, методов и форм воспитания и обучения возрастным особенностям дошкольников, уровню их развития.
- Ассоциативность:
Заключается в насыщении пространства выставки символическими элементами.
- Наглядность:
Коллекция экспозиций содержит разнообразный наглядный и практический материал:
- русская печка, деревянные лавки, стол, самовар, посуда, утварь,
- изделия народных промыслов: Гжель, Хохлома, Городец, Дымково,
- прялка, кружева, вышивки, старинные платки, полотенца;
- подзорник, наволочки (вышитые гладью),
- половики: тканые, вязаные крючком, сшитые,
- куклы в русских народных костюмах;
- русские народные инструменты: ложки, трещотка, гармошка, бубен;
Все это позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.
- Интерактивность музейного пространства:
В мини-музее русского быта воссоздана уютная обстановка русской избы. Периодически мини-музей пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, совместные работы детей и родителей воспитанников.
- Рациональность использования музейного пространства.
- Открытость обществу.
Содержанием работы мини-музея является:
- пополнение фонда музея;
- изучение, учёт и хранение собранных материалов;
- проведение тематических НОД для дошкольников; - посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями и гостями ДОУ;
- оформление тематических выставок: «Жилища на Руси»; «Старинная посуда и предметы обихода»; «Русская каша»; «Русские народные костюмы»; «Русские народные инструменты»; «Деревянное творчество»; «Старинные украшения»; «Игрушки наших бабушек»; «Хохлома», «Гжель», «Дымка».
- организация народных, фольклорных досугов и развлечений для дошкольников и их родителей.
Формы работы с детьми:
Использование экспонатов музея, на занятиях при организации режимных моментов, в ходе праздников и развлечений;
Обрядовые и народные праздники:
«Русские народные посиделки»,
«Рождественские колядки»,
«Масленица»,
«Пасха»,
«Святки».
Развлечения с фольклорной тематикой:
Тематические дни;
Экскурсии в музеи;
Вечера сказок;
Дидактические игры;
Игры с народными игрушками;
Театрализованная деятельность;
Русские народные игры.
Количество групповых ячеек
В МБДОУ "Детский сад № 8 "Салют" в 2024-2025 учебном году функционирует 12 групповых ячеек общеразвивающей направленности с отдельно оборудованными комнатами для сна, раздевания и санузлами:
3 группы раннего возраста - 1,5 до 3 лет (№ 8, № 10 № 11)
1 группа младшего дошкольного возраста - с 3 до 4 лет (№ 3)
3 группы среднего дошкольного возраста - с 4 до 5 лет (№ 1,№ 4, № 9)
2 группы старшего дошкольного возраста - с 5 до 6 лет (№ 2, № 7)
3 группы подготовительные к школе - с 6 до 7 лет (включительно) (№ 5, № 6, № 12)
Наличие оборудованных библиотек
В каждой группе иммется своя библиотека (книжный уголок) в соответствии с возрастом воспитанников.
В методическом кабинете расположена методическая литература, наглядно-дидактический и раздадочный материал
Наличие оборудованных объектов спорта
Музыкально-спортивный зал предназначен для проведения утренней гимнастики, организованной образовательной деятельности по музыкальному развитию и физической культуре, проведения развлечений и праздников. Возможно проведение родительских собраний, вечеров досуга, просмотр театрализованных представлений, мультфильмов и спектаклей.
Музыкальный зал находится на первом этаже, удовлетворяет требованиям технической эстетики, санитарно-гигиеническим и психологическим требованиям.В зале поддерживается необходимый температурный режим. Проводится систематическое проветривание, влажная уборка
Занятия проводятся в соответствии требованиям СанПин ежедневно как в первую половину дня, так и вовторую.
Длительность занятий какмузыкальных так и физкультурных составляет:
Группа 2-3 года -10 мин
Группа 3-4 года -15 мин
Группа 4-5 лет -20 мин
Группа 5-6 лет -25 мин
Группа 6-7 лет -30 мин
В музыкально-спортивном зале иммется необходимое оборудование для обеспечения образовательной деятельности:
1. Электропианино
2.Музыкальный ценрт
3. Электроколонка
4. Проектор
5. Интерактивная доска
5. Телевизор
6. Стенка для хранения спортивного оборудования (мячи разного диаметра, обручи, скакалки, мешочки для метания, балансиры, гимнастические палки и др.)
7. Стилажи для хранения музыкальных инструментов (металофоны, барабаны, бубны, треуголиники, ксилафины, мараксы и др.)
8. Стульчики детские
9. Стол и стулья для сотрудников музыкально-спортивного зала
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
В МБДОУ имеются следующие средства обучения:
- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
- аудиовизуальные (презентации, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды);
- учебные приборы (компас, барометр, осадкомер, снегомер, солнечные часы, ветряной рукав, флюгер, микроскоп, колбы, и т.д.);
- спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках ООД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Во время ведения образовательной деятельности доступ к информационным системам осуществляется с помощью подключения к сети Интернет ноутбука и показа информации через стационарно установленный видеопроектор в музыкально-спортивном зале, а также интерактивной доски
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы, также эти ресурсы могут быть полезны и для родителей